Меню

Men's Stories

Мужской журнал

ТОП-10 лучших фильмов ушедшего года для любителей интеллектуального кино

По субъективным впечатлениям 2016 немного не дотянул до уровня 2015 года, хотя и жаловаться особо не на что. Например, когда еще мы получали целых два фильма Лав Диаза? Кажется, повторение этого праздника больше не предусмотрено. А вот другие режиссеры не слишком поощряют зрителя: Дарденны сняли один из своих самых слабых фильмов, Альмодовар в очередной раз не смог превзойти сам себя, а МакДонах вернулся к как уже покоренной сфере плохих копов, но что-то пошло не так. Собственно, поэтому их и нет в этой десятке лучших.

«Служанка»

реж. Пак Чхан Ук

Кажется, Пак Чхан Ук понял, что «Стокером» согрешил перед фанами и решил искупить вину. Поэтому он возвращается на путь revenge movies в южнокорейском стиле, в котором разбирается не лучше всех. Ну, кроме разве что своего земляка Ким Ки Дука. «Служанка» — искусно выстроенный эротический триллер, который берет все лучшее от Нагисы Осимы, маркиза де Сада, Акутагавы Рюноскэ и прошлого Пака. Такие литературные корни эффективно раскручивают сюжет, напоминая, что авторское кино — это не обязательно когда ничего не случается. Собственно, событий может быть даже слишком много — и это будет чертовски круто.

«Капитан Фантастик»

реж. Мэтт Росс

Умная, остроумная и непредсказуемая история о семейных ценностях не могла обойти внимание зрителей и критиков. Тем более, когда там играет Вигго Мортенсен да еще и цитирует философов левых взглядов. Мэтт Росс пытается нас обмануть поверхностной интеллектуальностью «Капитана Фантастика», но это легко простить за теплую наивность в стиле «Семьи Тененбаум». А, казалось бы, таких хороших фильмов может больше и не быть.

«Неоновый демон»

реж. Николас Виндинг Рефн

Читать ещё:  Советы любителям зимней рыбалки. О насадках и приманках

Рефн, в уже привычной для себя идеальной визуальной стилистике, рассказывает простую историю, добавляя немного крови и жестокости. На этот раз у него не получается медитативной притчи вроде «Вальгаллы» или «Драйва», но … Давайте посмотрим правде в глаза: разве ради сюжетов мы смотрим фильмы датского визионера? И вот с визуальным рядом он справился как всегда прекрасно. Так же, как и с ультранасилием, которого здесь, впрочем, весьма умеренно. Ну, по крайней мере, меньше, чем намеков на него.

«Человек — швейцарский нож»

реж. Даниэль Кван, Даниэль Шейнерт

Простой как доска, с примитивным посылом и еще и сортирным юмором — достаточно точное описание этого фильма. Конечно, если пренебречь определенными нюансами: великолепные актерские работы (говорят, что не так просто сыграть труп), прекрасная режиссура, достойный, хотя и несколько странный сценарий. Самое главное — это достаточно неплохая комедия. В конце концов, и «South Park» кто-то исследует, а кто-то не понимает.

«Тони Эрдманн»

реж. Марен Аде

«Тони Эрдманн» покорил сердца критиков в Каннах, но не каменные глыбы жюри: те выбрали «Я, Дэниэл Блейк». Трудно сказать, так ли «Тони Эрдманн» заслуживал веточку, но, безусловно, он требует внимания… Если быть точным, трех часов вашего внимания. Номинально являясь комедией, фильм явно не такой уж и смешной, а вот темы нарушает серьезные — универсальные отношения детей и родителей, критика капитализма и тому подобное.

«Я, Дэниэл Блейк»

реж. Кен Лоуч

Лоуч все время борется за две вещи: социальную справедливость и Пальмовые ветви. С первым у него пока не так хорошо получается, как со вторым, но это все дело времени. Теперь имеем «Я, Дэниэл Блейк» — самый зрительский фильм режиссера, очень гуманистический и немножко морализаторский. Кажется, это и есть секрет успеха победителя Канн.

Читать ещё:  Бермудские аномалии

«Аустерлиц»

реж. Сергей Лозница

Лозница тщательно изучает поведение туристов в бывших концлагерях. В целом оно типично: селфи, легкие прогулки от барака к бараку и священное время обеда. Лозница не комментирует изображаемое, но его месседж очень просто и четко считывается, после чего только набирает вес из-за накопления примеров. Такая манера подачи материала нередко используется в мировой фестивальной документалистике, в тренды которой идеально вписывается и «Аустерлиц». Собственно, не хуже, чем сам Лозница вписался в мировой кинопроцесс.

«Море в огне»

реж. Джанфранко Рози

Джанфранко уже имеет самые высокие награды Венеции и Берлина, и ему остается только покорить Канны, и я верю, что это ему по силам. Хотя еще в 2013 победа в Венеции казалась весьма спорной. Сейчас все сомнения относительно Рози развеялись: он снимает документальное кино в собственном авторском стиле, который совершенствует от фильма к фильму. Как и в прошлой работе, «Священной Римской кольцевой», «Море в огне» несколько отстраненно создает человеческий и событийный портрет определенной местности. На этот раз — острова Лампедуза, центра нелегальной миграции в Европу. Кстати, Рози начал снимать свое кино еще до того, как эта проблема стала мейнстримом, но нюх на тренды в него замечательный. В прошлом году таким характером мог похвастаться Одиар, который представил «Дипан», что бил по всем болевым точкам европейской толерантности. Углу целит куда-то туда же, но значительно жестче: документалистика не дает зрителю оправданий в виде авторской фантазии.

«Кайли блюз»

реж. Би Хай

«Кайли блюз» стоит смотреть ради 40-минутного плана, идеально просчитанного Би Хаем. Все остальное — своеобразная подача материала, открытость в трактовке, нелинейная история и т.д. — просто фон для этого плана. Подобный фон многие из режиссеров был бы готов последовать примеру Одина и обменять собственный глаз. Но чего-то я не очень помню одноглазых режиссеров, а вы?

Читать ещё:  5 удивительных парадоксов кванта

«Женщина, которая ушла»

реж. Лав Диас

Диаз всегда снимал в собственном неповторимом стиле (скажем честно, повторять стиль Диаза не многие решится), и только сейчас получил долгожданную высшую награду — венецианского Золотого льва. «Женщина, которая ушла »выдается тяжеловатой к просмотру, но на деле идеально заходит, заставляя забыть о времени и даже жалеть, что все так быстро кончилось. Здесь опять же не обходится без репрезентации филиппинских реалий, которая делает историю правдоподобной. Диаз на этом не останавливается: его локальная история раздувается до универсальных масштабов и больно будет каждому, у кого есть сердце

Не менее Диаса радует и отечественная документалистика, без которой скоро не сможет обойтись ни один мировой кинофестиваль. Ну, если темпы и качество не изменятся (на всякий случай трижды постучал по дереву). Пока не совсем правильно говорить о новой российской волне, но уже можно составлять отдельный топ фильмов, которыми стоит гордиться. И есть все шансы, что ежегодно он будет только расти.

Поделитесь этой статьей с друзьями!

Добавить комментарий

Войти с помощью: